09-04-13

Общество

Нижегородский казус

Суд признал «политический» арест активиста «Другой России» незаконным

В прошлом номере «Новая» в Нижнем» писала о странных «правонарушениях», которые якобы регулярно совершают нижегородские активисты «Другой России». Отдельное внимание было посвящено ситуации пресс-секретаря нижегородской организации Юрия Староверова. Напомним, в день проведения «Единой Россией» митинга в поддержку автопрома, сотрудники «Центра по борьбе с экстремизмом» задержали Староверова и обвинили в совершении административного правонарушения — «мелкого хулиганства» (ст. 20.1 КоАП РФ), затем по данному делу он подвергся аресту на пять суток, а сразу после освобождения 3 февраля — обыску. В конечном итоге, он узнал, что по эпизоду, по которому уже отбыл наказание, он обвиняется в совершении уголовного преступления — оскорблении представителя власти (ст. 319 УК РФ).

С одной стороны, читатель может покачать головой — хулиган, он и есть хулиган, суды просто так никого не арестовывают. Если посадили, значит было за что. Но вот сама судебная власть решила по-другому. 2 апреля апелляционная инстанция — Нижегородский районный суд — отменила постановление мирового суда по делу Староверова и не просто отменила, а признала незаконным. Правда, перед этим суд несколько раз откладывался, и дело о «мелком хулиганстве» было закрыто в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (два месяца). Напомним, что заседание мирового суда с обвинительным приговором состоялся 29 января.

Так сложилось, что в Нижнем Новгороде районные суды очень редко отменяют решения мировых, если подвергнутые наказанию их обжалуют. Для этого нужны такие аргументы, которые просто нельзя проигнорировать. Видимо, в случае Староверова такими аргументами стала чрезмерно «гибкая» позиция свидетелей обвинения, показания которых были единственным аргументом против «другоросса». В суде всплыли противоречия между показаниями сотрудников милиции Сухова и Фомичева, данными по административному и по уголовному делам. «Противоречия» — это ещё мягкая формулировка: в одном случае они говорят, что были свидетелями правонарушения, задерживали Староверова и доставляли в УВД, в другом — что ничего не видели и не слышали, а осуществлялось задержание сотрудниками «Центра по борьбе с экстремизмом» ГУВД. Это согласуется и с версией Староверова, и с другими материалами дела, но полностью рушит историю «административки».

Теперь, после вынесения решения Ниже­городского райсуда, ситуация стала выглядеть совершенно иным образом: по рапортам сотрудников Советского УВД Сухова и Фомичева в отношении оппозиционера — по политическим ли мотивам или из мести — было сфабриковано обвинение, по которому он уже отбыл наказание. Многим из нас, простых «законопослушных» обывателей, бывает сложно представить, что значит арест на несколько суток и даже «обычное» задержание милицией на несколько часов. Очевидно, что помимо упущенного времени, это стоит больших нервов и здоровья (можно это утверждать, зная, как у нас финансируются учреждения для отбывания наказания). Не зря в Административном кодексе арест называется крайней мерой, которая применяется в исключительных случаях. Сегодня же мировые суды «раздают сутки» направо и налево, особо не вникая в доказательства.

За отбытый по незаконному постановлению срок Староверов намерен добиваться у государства компенсации. На посадивших же его сотрудников милиции написано заявление в прокуратуру, чтоб неповадно было: наказание за дачу ложных показаний предусмотрено 307-й статьей Уголовного кодекса. В то же время ясно, что у Сухова и Фомичева не было мотивов преследовать Староверова, они всего лишь доставляли активиста в отдел, да и видели в первый и последний раз. Очевидно, что действовали они по чужому указанию. Кто приказал фабриковать обвинение Староверову — еще один вопрос для прокуратуры.

После того, как одно из обвинений в отношении Староверова развалилось, встал вопрос, а не является ли и уголовное дело такой же фикцией, как административное? Все-таки согласитесь, это, пожалуй, перебор, когда вменяемый человек средь бела дня начинает крыть матом сотрудников милиции. Видимо, этот вопрос не решится до суда, поскольку у сотрудников Следственного комитета при прокуратуре Советского района сомнений в виновности Староверова не возникает. Мы продолжаем следить за развитием событий.

Олег Астраханцев