09-04-13

Культурный слой

Таинственная женственность

3 апреля в Художественном музее в Кремле открылась камерная выставка итальянского фотохудожника Эудженио Молинари «Образы невесомого мира».

Также загадочно и туманно звучат и названия самих работ: «Метаморфозы», «Под вуалью», «Патриарх». Все они выполнены в довольно затейливой технике: диапозитив проецируется на экран, а уже с него делается повторное фото на печать. Этим непростым действием добиваются эффекта размытости контуров, мягкого перехода цветов, практически акварельности «по-сырому».

Немногочисленная публика бродила между выставочных стендов, задумчиво созерцая такое непривычное искусство. Все это сильно напоминало акции Нижегородского Центра современного искусства Анны Гор утонченной провокационностью, плюс еще и не хватало традиционного итальянского темперамента. Но потом, заглянув в буклет и узнав, что работы приехали из Турина, я понял в чем дело. Ведь по апеннинским меркам Ломбардия также соотносится с Калабрией, как Эстония с Краснодарским краем.

Экспозиция не произвела на меня особого впечатления новизной подхода, тем более что в ней абсолютно отсутствует национальный колорит. А монтировать анемичных моделей с шероховатой фактурой гранита с таким же успехом можно и в автозаводской хрущевке или на богородской даче. Именно в этом и состоит безликий универсализм интернационального декадентского подхода. И то, что на фото отсутствуют традиционные для европейского портфолио блондинки, нисколько не умаляет изысканную чернобровую красоту итальянских брюнеток в стиле Моники Белуччи с их точеным профилем и фигурой.

Монтировать анемичных моделей с шероховатой фактурой гранита с таким же успехом можно и в автозаводской хрущевке или на богородской даче

Навскидку такая выставка может стоить тысячи три долларов, что для западной выставочной практики копейки. В этом неравноценном финансовом свете не каждый нижегородский коллега может позволить себе подобную роскошь. Тем более что цветная печать с цифры, в общем-то, не считается здесь особым фотохудожеством, что весьма удачно подтвердила богатая (но коллективная) выставка в «Рекорде» памяти Юрия Федоровича Шпагина, прошедшая под знаком черно-белого аналога.

Кстати, я не заметил особого интереса к акции у родной нижегородской фотодиаспоры, и из узнаваемых лиц только Илья Бубис и Мила Артемьева профессиональным взглядом наблюдали развешанные по стенам двухметровые шедевры. И если в отношение сюжетов и мелькала в глазах легкая ирония, то к масштабам — однозначно профессиональная зависть.

Остается только воскликнуть, что слава богу, у нас в городе есть Музей русской фотографии, где пусть и в тесноватых выгородках можно регулярно видеть движение нижегородской фотомысли. И без особой помпы.

Сергей Плотицын