09-04-20

Культурный слой

Белым по черному

10 апреля в Доме архитектора открылась выставка графики Михаила Дуцева. Выставка юбилейная и посвящена тридцатилетию художника.

На этом относительно не старом фоне поражает выставочная и дипломная история, которая начинается еще с Дома творчества юных им. Чкалова. Можно насчитать около двадцати выставок и десятка дип­ломов разного достоинства.

Автор сам архитектор по профессии и даже доцент кафедры архитектуры НГАСУ. Я отметил, что кандидатская диссертация имела самоговорящую тему — «Концепция архитектуры современного Центра искусств». Видимо, постоянная работа с отмывками и сфера профессиональных интересов и определили жанр с темой — графика городских улиц.

Рецепт «незатейлив»: берешь черный или серый картон в качестве подложки, затем контрастными мелками прорисовываешь детали и светотень. Плюс еще такая мелочь, как верный глаз, твердая рука и правильное цветоотношение.

Выставка многим удивляет. Во-первых, таким постижением техники, что практически оказывается достигнут эффект масляной живописности. Я понимаю, что в случае с городскими пейзажами («Старый город», «Крыши Ильинки», «Зимний день»), где в основном в три четверти присутствуют геометрические плоскости и объемы, это как-то соотносится с изостудийными постановками из гипсовых кубиков и пирамид. Но загородные пейзажи («Вечерний лес», «Осенний полдень»), где солнечные блики на листве и хвое горят совершенно масляным блеском, хочется потрогать руками, чтобы развеять иллюзию. После этого прибрежные виды («Две стихии, «Каменистый берег») просто завораживают абсолютно реальной прозрачностью морской воды.

Две картины («Ферапонтов монастырь» и «Церковь Иоанна Златоуста в Вологде») я бы выделил отдельно за широкий и смелый «коровинский мазок». Просто загадка, как карандашным мелком можно добиться эффекта мастихина?

На фоне общей эйфории мне лично не хватало самой малости: чтобы такая совершенная техника еще что-то говорила бы в человеческом плане. Я не хочу разжевывать, что конкретно, ведь у каждого это свое, о чем робко, но реально намекают две картины — «Розы» и «Портрет бабушки». Я понимаю, что язык искусства опосредован и через утонченную эстетику «Натюрморта с бархотками» или печаль «Зимнего вечера» тоже можно многое сказать, но ведь людям, как ни странно, интереснее люди. А такая отстраненная позиция «Я и архитектура» и «Я и букеты» все-таки обедняет восприятие. Да и на фоне подчеркнутого академизма немного здорового юмора никогда не помешает.

Сергей Плотицын