№16 (54), 20.07.2007

Среда обитания

Нижегородские особенности ЖКХ

Часть 2

Главная причина того, что модернизация ЖКХ застопорилась, состоит в том, что в самой структуре продолжает царить полная безответственность. Это вызывает недовольство как большинства чиновников, так и рядового состава домоуправляющих компаний. Теперь о том, что происходит на уровне подрядных организаций.

(Окончание. Начало в № 52(1272) от 12.07.07)

Где ответственность и контроль?

Мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов избран населением — он несет ответственность за все, что происходит в городе. Поэтому надо разделять мэра (реально ответственное лицо) и городскую бюрократию (реально безответственную массу). Когда речь идет о ЖКХ, глава Нижнего Новгорода говорит правильные слова о контроле финансовых потоков жителей, об ответственности муниципалитета в переходный период. Вадим Булавинов разумно подозрителен в отношении тех, кто желает присоединиться к деньгам жителей.

Но практика показывает, что самый безответственный элемент системы ЖКХ — это домоуправляющие компании (ДУКи). И это не случайно: ДУКи нередко называют «дутыми структурами». Дело в том, что они не имеют своей собственности. Все, чем они располагают, является собственностью города и находится у них в аренде. Таким образом, в случае каких-то экстраординарных событий, если кто-то из жителей подаст на ДУК в суд, тому нечем будет ответить, кроме как деньгами тех же жителей. У ДУКа нет никакого имущества, которое можно было бы арестовать или продать. Если ДУК захочет самоликвидироваться, деньги жителей просто пропадут. С этой точки зрения, ответственность частной фирмы, обладающей собственностью, намного выше. Неслучайно, когда экстраординарная ситуация произошла с Приокским ДУКом, Вадим Булавинов заявил после оперативки

25 июня, что ущерб составил 40 миллионов рублей и «нам придется решать этот вопрос с помощью бюджета города». А с чего бы это федеральный закон требует, чтобы ДУКи были частными? Чтобы была реальная ответственность, а не бюрократический фиговый листок, застрахованный бюджетом.

Что касается контроля за ДУКами, то мы видим на примере Московского района — никакого реального контроля нет, а есть бюрократическая круговая порука, скрепленная землячеством и родственными связями. И тут стоит напомнить еще одну вещь, связанную с Приокским и другими ДУКами. Кажется, в конце 2006 года во все ДУКи командировали заместителей по финансам для контроля финансовых потоков. И вдруг после этого Приокский ДУК платит налоги по какой-то новой схеме, после чего возникает ущерб в 40 миллионов рублей. Не новые ли замы принесли ноу-хау в ДУКи из департамента ЖКХ и инженерной инфраструктуры?

Еще один аспект контроля. Все знают, что мэр Нижнего Новгорода курирует основные ремонтные мероприятия «Водоканала» и «Теплоэнерго». Это социально значимые работы: авария может лишить воды или тепла несколько многоквартирных домов, а то и целый микрорайон. Но все знают, что мэр не полезет на крышу дома и не будет проверять, какие материалы использовались при ремонте кровли? А между ДУКом и подрядной организацией обычно налажены отличные отношения, и любые акты подписываются без особых проблем. Тут реальным контролем и не пахнет! Вот и получается, что не работает система сверху донизу!

Так много еще не «откатывали»!

И все же подробнее остановимся на работе подрядных организаций. Компетентный специалист, который пожелал остаться неизвестным (и мы его понимаем!), говорит: «После первых прошедших в городе конкурсов предприниматели с удивлением озвучили суммы отката — 15–20% от сметной стоимости (информация из вторых рук). Так много еще не просили. Многие фирмы, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны долголетним трудом, в городских конкурсах не побеждают, зато охотно берут подряды в области. Это говорит о том, насколько не все хорошо в городской администрации. Именно поэтому среди победителей находятся только свои — карманные фирмы, а значит и деньги на местах должны распределять исключительно свои люди. Сегодня такими являются работники, привлеченные из Ворсмы». Напомним, что директором департамента ЖКХ и инженерной инфраструктуры является Шуров — выходец из Ворсмы. Мы уже писали о том, как сработались заказчик (ДУК Московского района) и подрядчик (ООО «Сокол»). Но не будем все сводить к команде ворсменских. Примерно та же картина и среди местных, нижегородских коммунальщиков…

Клановый подряд в ЖКХ

В Советском районе Нижнего Новгорода идет страшная чехарда с директорами ДЕЗов и ДУКов. За последний год пришел уже третий директор. Не принесла стабильности в этом вопросе даже глава Советской администрации Вера Золотницкая — опытнейший коммунальщик, ранее возглавлявшая ДЕЗ Канавинского района. С ее приходом в районную администрацию директором ДЕЗа становится Барышев. В это же время конкурсы на подрядные работы начинает выигрывать фирма, которую возглавлял Синицын. Мир коммунальщиков тесен. И там говорят о том, что Золотницкая и Барышев — деловые партнеры, а Золотницкая и Синицын — родственники. С декабря 2006 года Синицын работает директором ДУКа Советского района. По логике вещей, Барышев должен заменить его в эксплуатирующей организации.

Ситуацию комментирует депутат Законодательного собрания Нижегородской области Александр Косовских, который много лет работал в Советском районе, занимаясь эксплуатацией жилого фонда: «Разговоры о коррупции — это пройденный этап. Сейчас формируются клановые структуры, которые замыкают на себя территорию: в данном случае — с Советским районом, — в сфере ЖКХ. Всех чужих через конкурсы выдавливают, своих оставляют. Кого не удалось выдавить административно, выдавливают экономически. Выделяются мизерные суммы на содержание и обслуживание жилья, текущий ремонт. Участвовать в их конкурсах — значит, признавать нормальной эту систему. Я говорю: «Нет». Работать в такой системе я просто не хочу. Нужно напрямую, минуя ДУК, заключать договор с жителями многоквартирных домов и работать. Тогда у жителей будет качественная услуга, а у частника — условия для нормальной работы».

Отметим, что выдавливали Косовских с жилищно-коммунальной площадки Советского района по политическим мотивам — он обыграл на выборах в ЗС представителя партии власти, «единоросса». Хотя в реальности все делалось в интересах его экономических, а не политических конкурентов. Александр Косовских обобщает сложившуюся ситуацию: «И в политической сфере, и в экономической «Единая Россия» старается занять монопольное положение, поощряет монополизм. Это работает против населения. Поэтому я против политического монополизма, за которым следует и экономический. Есть понятная программа борьбы с этим явлением. Сейчас это важнейшая задача для меня в Законодательном собрании».

ЖКХ для жильцов или для «Коммунальщика»?

Среди тех, кто пришел в ЖКХ Советского района до Золотницкой и остался в системе после, — ООО «Коммунальщик-НН». С этой эксплуатирующей компанией давно и упорно воюют жители дома № 61 по улице Ошарской (такие же настроения у жильцов соседних домов). В этом доме обслуживание и содержание жилья проводится по лучшим российским стандартам. Начнем с того, что до недавнего времени жилой дом № 61 по улице Ошарской находился на балансе Центральных электрических сетей АООТ «Нижновэнерго». Понятно, что в наихудшем состоянии тут… электропроводка. В одной из многочисленных жалоб жители пишут: «Нашему дому — 70 лет. Кровля протекает, электрика в неисправном состоянии, трубы тоже на памяти жителей не менялись. Мы неоднократно обращались в ДЕЗ Советского района с просьбой отремонтировать кровлю, электропроводку, которая часто выходит из строя — щитки горят открытым пламенем, часто отключается свет».

Другая характерная черта нашего ЖКХ тоже присуща жилому дому № 61. Это практически центр Нижнего Новгорода, и видимо, поэтому фасад «сталинки» все же отремонтирован, но в подъезд страшно зайти. С проезжей части все выглядит пристойно, но дворовое благоустройство на нуле: штатного дворника нет, крапива в человеческий рост — ее никто не косит. Есть хорошее место для детской площадки, но там — пустырь. Чуть дальше идеально могла бы расположиться спортивная площадка на территории когда-то существовавшего детского садика, но там хозяйничают пьяницы и наркоманы.

И тут самое интересное. Можно подумать, что из ДУКа, ЖЭКа не виден дом № 61, о нем случайно забыли. Нет. Оказывается, в этом доме около двух лет арендует подвал подрядная организация ООО «Коммунальщик-НН». Возможно, организация умышленно наплевала на интересы жителей дома, потому что они против нахождения в их подвале рабочих этого ООО. Между ними идет война. Жители выгоняют пьяных рабочих, тушат их окурки, боясь пожара. Они пишут жалобы во все инстанции. Им отвечают, что подвал сдан в целевую аренду. Интересно, а целевая аренда предусматривает круглосуточное нахождение рабочих в этом подвале? Внешне все выглядит так, будто некоторые рабочие (возможно, нелегалы) там просто живут.

Администрация Советского района, ДУК информированы о конфликте жителей и «Коммунальщика». Однако «Коммунальщик-НН» опять выиграл конкурс на обслуживание этого дома. Хотя это и абсурдно. Недовольство сплотило жителей, и они давно хотят организовать ТСЖ. Якобы им чинят в этом препятствия. Жители просят предоставить им информацию об использовании выделенных средств на ремонт дома в 2005–2006 годах (то есть проверить акты выполненных работ). Им отвечают отказом, мол, жители не имеют на это право…

Получается, что система ЖКХ существует для главы Советского района, для ДУКа, для «Коммунальщика-НН» и непонятных рабочих из подвала дома № 61 по улице Ошарской, но не для жильцов. Где же ответственность муниципалитета, контроль финансовых потоков жильцов, о которых говорят в администрации Нижнего Новгорода?

Виктор Деменев