08-02-08

Культурный слой

Максим Шостакович и Бренда Лич: два дирижёра — две судьбы

Пару-тройку лет назад Нижегородская филармония представляла некоторые свои концерты под общим заголовком «Сенсации сезона». Расставляя таким образом в сезоне восклицательные знаки, она не просто использовала броское словцо в угоду времени, но сообщала зрителям и слушателям свои музыкальные и, что еще важнее, мировоззренческие пристрастия. Тогда выяснялось, что важно и актуально сегодня размышлять вместе с Валентином Непомнящим о кодах и религиозном смысле пушкинского «Евгения Онегина». Или слушать музыку, исполняемую на инструментах далеких от нас эпох, коллекцию которых собрал известный профессор и пианист Алексей Любимов. Или погрузиться на два вечера в прокофьевские концерты в транскрипции молодого пианиста из Франции…
Само слово «сенсации» из филармонических афиш потом исчезло. Но принцип — ставка на событие, вызывающее сильное, волнующее впечатление — остался. И настоящими сенсациями января стали выступления в Нижнем двух дирижеров — Максима Шостаковича и Бренды Лич.

Бренда ЛИЧ: «Россия — мир новых идей»

Она говорит так же, как дирижирует — почти каждое слово сопровождает взмахом или сжатием ладони, выбросом руки. Говоря о любимом русском писателе Достоевском, проводит рукой от гортани к солнечному сплетению: «Hi is very profound!..». И качает головой, будто удивляется, как мог писатель погрузиться в такую глубину.

Но при всей любви к глубокому писателю Достоевскому американка Бренда Лин Лич общительна, открыта и совсем не похожа на дирижера-диктатора. Между тем, она дирижер и в Нижний приехала именно в качестве дирижера, чтобы дать концерт вместе с нашим симфоническим оркестром. А еще она — профессор музыки Вашингтонского университета, и, мне кажется, это самый смешливый и порывистый профессор из всех, кого доводилось видеть. А ее оркестровая программа называлась «Латиноамериканская фиеста». «Музыка огня и страсти», определяет ее Бренда.

Максим Шостакович: «Главное — сбить с себя ментальный лёд»

Максим Шостакович приезжает в Нижний не в первый раз. В 2004 он дирижировал здесь Одиннадцатой симфонией своего великого отца, и, оказалось, эта музыка звучит более чем современно. В этот свой приезд дирижер выбрал для исполнения симфонии Шуберта и Малера. Чуть более «заземленные», как он говорит. А вообще Нижний для Максима Шостаковича — город особый. В 1964 здесь, на закрытии фестиваля «Современная музыка», он впервые встал за дирижерский пульт. Композитор Александр Касьянов на правах патриарха тогда сказал: «Этот молодой рапирист далеко пойдет!» Сын великого Шостаковича держал смычок, как готовую к бою шпагу.

Но, возможно, не только музыка, но и сама личность отца требовала этой символической готовности — отражать удар, хранить верность. Готовности не предать ни при каких обстоятельствах.

Елена Чернова